Характеристики вихревого следа самолетов Ан-124, В-747 и Л-380

В данном разделе приводятся результаты исследования харак­теристик дальнего вихревого следа за самолетами Ан-124 (размах крыла L = 73,6м, взлетная масса G = 405т), В-747 (размах крыла L = 59,64 м, взлетная масса G = 365 т) и Л-380 (размах крыла L = 79,8 м, взлетная масса G = 560 т). Это три самых Больших (не считая Ан-225 «Мрия») самолета в мире. Характеристики вихрево­го следа этих самолетов приводятся в сравнении.

image60

image61

Рис. 4.20. Поля возмущенных скоростей за самолетом Ил-76 при t = 22 c (а) и t = 33 с (б) (V = 500км/ч, H = 5000 м, СА= 1)

Рис. 4.22 показывает результаты расчета положения центров вихре­вых жгутов за самолетами Ан-124, В-747 и А-380, летящими на вы­соте Н = 1000 м со скоростью V = 300 км/ч при очень устойчивом состоянии атмосферы (СА=1). Расчеты показали, что в очень спокой­ной атмосфере вихревой след за самолетами В-747 и А-380 на удалении X = 15 км опустился на ДН = —200м. За самолетом Ан-124 на этом же удалении вихревой след опустился на ДН = —160 м.

Были рассчитаны вертикальные скорости в ядре концевых крылье­вых вихрей. На рис. 4.23 —рис. 4.25 показаны графики распределения вертикальной скорости за самолетами Ан-124, В-747 и А-380, летя­щими на высоте Н = 1000 м со скоростью V = 300 км/ч при СА = 1 на удалении от самолетов X = 50 м, 2000 м и 10000 м. В этом случае вертикальные скорости в ядре вихрей самолетов Ан-124, В-747 и А-380

image62

Подпись: РИС. 4.21. ПОЛЯ возмущенных скоростей за самолетом ИЛ-76 при t = 90 C (а) И t = 107 С (б) (V = 500 КМ/Ч, H = 5000 М, СА= 1)
Подпись: РИС. 4.22. Положение центров вихревых жгутов за самолетами АН-124, В-747 И А-380 (V = 300КМ/Ч, H = 1000 М, СА= 1)

image65

Рис. 4.23. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря самолетов Ан-124, В-747 и А-380 (V = 300км/ч, H = 1000м, СА= і, X = 50м)

image66

Рис. 4.24. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря самолетов Ан-124, В-747 иА-380 (V = 300км/ч, H = 1000м, СА= і, X = 2000м)

image67

Рис. 4.25. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря самолетов Ан-124, В-747 иА-380 (V = 300км/ч, H = 1000 м, СА= і, X = 10000 м)

на удалении до 2000 м не превышают (+25) — (—30) м/с. С увеличением X вертикальные скорости уменьшаются и на удалении X = 10000 м не превышают ±12 м/с.

С увеличением скорости полета картина меняется. На рис. 4.26 приведены результаты расчета положения центров вихревых жгутов за самолетами Ан-124, В-747 и А-380, летящими на высоте H = 1000м со скоростью V = 500км/ч при СА = 1. Расчеты показали, что в очень

image68

Рис. 4.26. Положение центров вихревых жгутов за самолетами Ан-124, В-747 и А-380 (V = 500 км/ч, H = 1000 м, СА= 1)

спокойной атмосфере (СА = 1) вихревой след за самолетами В-747 и А-380 на удалении X = 15 км опустился на АН = —90 м (при V = 300км/ч, АН = —200 м). За самолетом Ан-124 на этом же уда­лении вихревой след опустился на АН = —70 м (при V = 300 км/ч, АН = —160м). Таким образом, скорость полета самолета заметно влияет на положение вихревого следа.

На рисунках 4.27-4.29 представлены графики распределения вер­тикальной скорости за самолетами Ан-124, В-747 и А-380, летящи­ми на высоте Н = 1000 м со скоростью V = 500 км/ч при СА = 1 на удалении от самолетов X = 50 м, 2000 м и 10000 м. В этом случае вертикальные скорости в ядре вихрей самолетов Ан-124, В-747 и А-380 на удалении до 2000 м не превышают (+20)-(—20) м/с. С увеличением X вертикальные скорости уменьшаются и на удалении X = 10000 м не превышают ±10 м/с.

image69

Рис. 4.27. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря самолетов Ан-124, В-747 и А-380 (V = 500км/ч, H = 1000м, СА= і, X = 50м)

На рисунках 4.30-4.32 приведены графики распределения верти­кальной скорости за самолетами Ан-124, В-747 и А-380, летящими на высоте Н = 1000 м со скоростью V = 500 км/ч при СА = 1 на уда­лении от самолетов X = 50 м, 2000 м и 10000 м, теперь для каждого конкретного самолета. В этом случае можно проследить как происхо­дит затухание вихрей с увеличением удаления X.

image70

Расстояние, м

Рис. 4.28. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря самолетов Ан-124, В-747 иА-380 (V = 500км/ч, H = 1000м, СА= 1, X = 2000м)

image71

Рис. 4.29. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря самолетов Ан-124, В-747 иА-380 (V = 500км/ч, H = 1000 м, СА= 1, X = 10000 м)

image72

Рис. 4.30. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря самоле­та Ан-124 (V = 500км/ч, H = 1000 м, СА= 1) на различных удалениях

от самолета

Рис. 4.33 показывает графики распределения вертикальной ско­рости за самолетами Ан-124, В-747 и Л-380, летящими на высоте H = 50 м со скоростью V = 250км/ч при СА = 1 на удалении от са­молетов X = 50 м. Закрылки были выпущены в посадочное положение. Таковы условия при заходе на посадку. Видно, что за самолетами В-747 и Л-380 возникают вертикальные скорости до ±30м/с, а за самолетом Ан-124 до ±25 м/с.

image73

Рис. 4.31. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря В-747 (V = 500км/ч, H = 1000 м, СА= 1) на различных удалениях от самолета

 

image74

Рис. 4.32. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря А-380 (V = 500км/ч, H = 1000 м, СА= 1) на различных удалениях от самолета

 

image75

Рис. 4.33. Распределение тангенциальной скорости в ядре вихря самоле­тов Ан-124, В-747 и А-380 (V = 250км/ч, H = 50м, СА= 1, X = 50м),

посадочный режим